Мнемоника и мнемотехника — что это такое? Наверняка вы слышали эти понятия ранее. Возможно вам известны такие исторические личности как: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Юлий Цезарь и др. Это люди разных профессий, из разных исторических эпох, но всех их объединяет нечто общее — это феноменальная память.
Мнемоника и ее приемы (мнемотехники) как раз и помогают нам «расширять» нашу память. Да, может мы не достигнем уровня «феномена», но эти методы явно могут помочь запоминать бОльшие объемы информации.
В данной статье я расскажу, как могут использовать мнемонику школьники и выпускники для подготовки к ЕГЭ (или ОГЭ) по истории. Сразу скажу, что приемы из этой статьи достаточно универсальны. Они подойдут для запоминания теории и по другим предметам.
Если вы уже решили сдавать ЕГЭ по истории или обществознанию, то я могу помочь вам в подготовке к экзамену. Все подробности о занятиях со мной здесь. В моем активе несколько десятков учеников, которые успешно сдали ЕГЭ по истории и обществознанию (от 80 баллов и выше). Обо мне можно почитать вот тут.
Основным источником для данной статья стала книга С. Матвеева «Феноменальная память. Методы запоминания информации». О ней расскажу в самом конце статьи.
Для начала давайте кратко разберемся с понятиями, а потом перейдем к конкретным приемам.
Что такое мнемоника? Три главных столпа мнемотехники
Мнемоника (мнемотехника) — это различные методы, которые облегчают запоминание больших объемов информации, в основном базирующихся на ассоциациях.
Считается, что первые техники запоминания появились в Древней Греции, а подробно их описали уже римляне. Современные ученые в XX столетии уже доказали, что данные приемы работают и актуальны до сих пор.
В чем же суть мнемоники?
Дело в том. что мнемоника базируется на трех столпах:
- Ассоциации;
- Размещение;
- Воображение.
Ассоциации возникают у нас посредством ощущения, восприятия и представления (основные формы чувственного познания). Связь между этими компонентами и дает возможность человеку применять ассоциации.
Давайте возьмем в пример кошек. Уж очень я их люблю.
Если вам кто-то скажет слово «кошка», что вы сразу же представляете себе? Мяукающая котейка, виляет хвостом, ластится и пр. Если дальше будем думать о кошке, то возможно вспомним наших питомцев, интересные случаи, которые происходили с ними. Вспомним может о том, что кошки боятся, например, пылесосов.
То есть от кошек мы перешли в тему «пылесосов», можем далее размышлять о них. То есть у нас в голове получилась ассоциативная цепочка информации из самой разной, казалось бы не связанной друг с другом информации.
При запоминании информации, ассоциация поможет нам перевести нужную информацию в очевидные образы, которые нам проще будет запомнить.
Размещение— этот компонент помогает человеку вспомнить какую-либо информацию, возвращаюсь в памяти к тому месту, где они последний раз ее слышали, видели и т.д. Например, вы потеряли ключи. Такое часто бываете. Найти вы их не можете и пытаетесь вспомнить где видели их в последний раз.
«Так, я вышел из машины, достал ключи от квартиры из кармана, зашел в подъезд, открыл дверь, прошел на кухню… Стал выгружать продукты из пакета в холодильник. Последний раз видел ключи на кухне!»
Таким образом, открывая холодильник, наш герой нашел ключи от квартиры на одной из полок.
То есть наша память всегда привязана к месту, где те или иные события происходили. Это и есть размещение.
Воображение — третий компонент, который важен при использовании мнемоники. В своей голове мы вольны фантазировать все что угодно. И воображение поможет нам «соединить несоединимое». Например, «кактус с молоком», «верблюд и книга», «собака и гитара» и пр. Чем ярче будет образ, тем проще его запомнить.
Чем ярче будет образ, тем проще его запомнить.
Зачем нужна мнемоника?
Мнемоника по мнению исследователей должна использоваться в быту. Она поможет облегчить запоминание, например, номеров телефонов или списка продуктов для супермаркета. Естественно она подходит для освоения школьных и ВУЗовских предметов, где требуется запоминать большое количество теории.
Нас интересуют методы мнемотехники, которые мы можем использовать для запоминания дат, события и личностей в подготовке к ЕГЭ по истории. Давайте рассмотри несколько из них.
Методы мнемоники, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по истории
Переходим непосредственно к методам. Я расскажу о трех методах запоминания численной информации (учим даты по истории), как запоминать исторический личностей и исторические термины. Все самое архиважное для теории в ЕГЭ по истории.
Как запоминать даты по истории при помощи мнемоники?
Наверное вы уже замечали, что цифры запоминаются хуже, чем какая-либо другая информация. Самый верный способ запоминания дат — сделать с каждой цифрой ассоциацию по принципу сходства.
Например, цифра «0» на что похожа? Колесо, монета, бублик, пончик и пр. Видите сколько ассоциаций. Самое простое это придумать яркую ассоциацию к каждой цифре. Давайте попробуем вместе набросать яркие образы. Вы также можете придумать свои.
Обратите внимание на таблицу, там есть образы, которые не похожи на цифры, но у них все равно есть общие признаки. Например, звезда — не очень то похожа на «5», совсем не похожа. Но у нее ПЯТЬ концов! Или треугольник — у него три угла.
Теперь вам самое главное определиться с теми образами, которые вам ближе всего. Не меняйте образы, всегда используйте одинаковые.
Как запоминать исторических личностей используя методы мнемоники?
Имена, как и даты сложны для запоминания. Причина в том, что имя — это не что-то конкретное, а наоборот абстрактное. Тут сложно сразу придумать конкретный образ.
Что же делать? Как здесь применить мнемонику?
Давайте представим, что нам выпала возможность познакомиться с исторической личностью в реальности. Используем портрет (какое-то изображение личности). Этот прием мнемотехники можно условно назвать «знакомство».
Алгоритм следующий:
- Знакомимся, обязательно называем его имя вслух;
- Можно задать личности наводящие вопросы, при этом чаще произносите его имя;
- Привязываем имя к какому-либо образу, придумываем ассоциацию;
- Размещение — помещаем личность в своем воображении в какую-либо локацию. Она может быть связана с особенностями человека;
- Соединяем образ человека и его отличительной черты.
Например:
Это только моя «картинка», вы можете составить свою.
Объясняю суть поэтапно как в алгоритме выше:
- Знакомимся с личностью, вслух называем имя;
- Задаем наводящие вопросы. В данном случае я задала вопрос о манифесте «о трехдневной барщине», а также об акте «о престолонаследии» (попутно связываем эти события с этой личностью);
- Привязываем имя к какому-либо образу, придумываем ассоциацию. У меня ассоциация по имени: ПАВлин — ПАВел. Не потому что характер личности похож на данную птицу, а именно имя созвучное;
- Размещение — помещаем личность в своем воображении в какую-либо локацию. Локация — замок. Павел Первый любил все «рыцарское», он даже построил для себя замок — Михайловский;
- Соединяем образ человека и его отличительной черты — готовое изображение выше.
Переходим к третьему методу.
Как запоминать термины по истории для ЕГЭ с использованием мнемоники?
Термины — это очень важная часть ЕГЭ по истории. Особенно после того как появилось задание №18 во второй части КИМ.
Для запоминания терминов вам нужно создать яркий образ. Но не только для того чтобы запомнить сам термин, а еще и его значение.
Давайте разберем этот метод на примере термина «воевода».
Воевода — должность военного начальника в древнерусском войске, после XV в. стали командовать полками, а позже и возглавлять местное самоуправление.
Лучше всего подбирать образы самостоятельно. Наше воображение — это наш главный помощник. Мы конечно можем найти уже готовые варианты, но могут быть неэффективными, просто «не зайдут» для нашей памяти. Так что дерзайте! Это весело и интересно.
«Феноменальная память. Методы запоминания информации», С. Матвеев — отличная книга по теме «мнемоника».
О чем книга?
Для данной статья я использовала книгу Станислава Матвеева под названием «Феноменальная память»
У меня эта книга очень давно, больше 5-ти лет. И за это время я ни разу не пожалела потраченных средств. Что мне в ней очень понравилось?
Во-первых, ее разнообразие. Автор хорошо расписывает не только разные приемы мнемотехники, но и объясняет, что конкретно может мешать в запоминании информации. Например, плохой сон и неправильное питание даже при использовании мнемоники регулярно будут мешать усвоению информации.
Во-вторых, количество методов запоминания. В книги представлено несколько приемов мнемотехники. Например, для цифр (через образы и через кодирование), для терминов, методы веселых историй и др. Каждый может найти и выбрать для себя самый подходящий.
И бонусом в конце издания вас ждет парочки интервью с «корифеями» мнемотехники, высказывания от первого лица.
Если вы сдаете ЕГЭ, если вам нужно запоминать большое количество информации, если вы интересуетесь темой мнемоники, то обязательно ознакомьтесь с данной книгой.
Где можно приобрести книгу?
— Читай-город
— Лабиринт
📚 Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ с Еленой Болотиной:
🎓 Индивидуальные занятия (60 мин.);
🎓 Занятия в парах (60 мин.);
🎓 Занятия в мини-группе (90 мин., 6-8 чел.)
Подписывайтесь на мои профили в социальных сетях (Вк, Дзен, Youtube), там много полезного контента!
👇👇👇